Как вести учет на маркетплейсах?

29 Апр от Администратор сайта

Как вести учет на маркетплейсах?

Продажа товаров на маркетплейсах становится все более актуальной, особенно для малого и среднего бизнеса. С ростом объемов продаж становится актуальным вопрос о корректном ведении учета.

Учет на маркетплейсах — это не только подсчет доходов и расходов компании, но и соблюдение бухгалтерского и налогового законодательства. Поговорим о том, как правильно организовать учет, какие особенности характерны для разных маркетплейсов и, что должен знать бухгалтер, чтобы избежать ошибок.

Агентский договор при продажах на маркетплейсе

Практически все маркетплейсы работают по агентскому договору. То есть, площадка выполняет роль агента, а продавец становится принципалом. От имени продавца маркетплейс продает товары, принимает за них оплату, оформляет чеки, берет на себя обязательства по логистике. Это означает, что продавец должен вести учет по комиссионной схеме. Это требует от бухгалтера специфических знаний и опыта.

Особенности учета по агентской схеме

Поскольку сделки оформляются от имени агента или принципала (в зависимости от площадки), документы (чеки, отчеты, акты) будут различаться. Например, Wildberries оформляет документы от имени продавца, а Ozon — от своего.


При передаче товаров на маркетплейс создаются следующие проводки:

— Дт 45.01, Кт 41.01 – передача товара на реализацию;
— Дт 90.02.1, Кт 45.01 – списание товара;
— Дт 60.01, Кт 76.09 – начисление комиссии маркетплейса;
— Дт 44.01, Кт 60.01 – расходы на услуги;
— Дт 51, Кт 76.09 – поступление средств от агента за вычетом комиссии.

Автоматизация учета

Для оптимизации работы и минимизации человеческого фактора компании и ИП часто ведут учет маркетплейсов в 1С. Благодаря программе можно:

— автоматически формировать проводки;
— учитывать возвраты;
— управлять ценами и скидками;
— получать актуальную информацию об остатках товаров;
— формировать различные отчеты.

Программное обеспечение поддерживает интеграцию со многими торговыми площадками, что облегчает ведение учета.

Какой налог нужно платить продавцу

Налоги зависят от системы налогообложения. Рассмотрим две основные схемы:
Общая система налогообложения (ОСНО)

Для юридических лиц:

— налог на прибыль — 25% от прибыли;

— НДС — при реализации товаров (можно вычесть «входной» НДС).

Для ИП:
— НДФЛ (13–15%);
— также обязаны учитывать НДС, если не применяют освобождение.
Датой выручки считается момент, когда товар уходит покупателю со склада маркетплейса.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Существует два варианта:
— Доходы — налог 6% с полной суммы поступлений от покупателя;
— Доходы минус расходы — налог 15% от разницы между доходами и расходами.


Среди селлеров постоянно ведутся споры, с какой суммы нужно уплачивать налог. Важно запомнить, что налог платится не суммы, которая поступила на ваш расчетный счет, а с той, которую маркетплейс получил от покупателя. Даже если из нее была удержана комиссия и логистика. Это основная ошибка, которая ведет к доначислению налогов и уплате пеней.

Нужно ли вести КУДиР на маркетплейсах

Да, если продавец применяет УСН. Книга учета доходов и расходов обязательна к ведению:
— при УСН «Доходы» — вносятся все поступления;
— при УСН «Доходы минус расходы» — фиксируются также все подтвержденные расходы (закупка, комиссии).

Если продавец выступает в роли самозанятого, то КУДиР вести не требуется, а учет ведется через приложение «Мой налог».

Что должен знать бухгалтер

Чтобы грамотно организовать учет, специалист должен:
1. понимать агентскую модель продаж;
2. знать, какие проводки используются при реализации товаров через площадку;
3. разбираться в налоговых режимах и тонкостях НДС;
4. уметь работать с КУДиР и отчетами;
5. использовать 1С и другие автоматизированные системы;
6. вести учет комиссий, возвратов и логистических расходов.

Правильное ведение учета

Выберите подходящую систему налогообложения. Проанализируйте долю расходов, чтобы понять, выгоднее ли вам УСН 6% или 15%.
1. Автоматизируйте процессы. Используйте 1С с модулем для учета маркетплейсов.
2. Разделяйте расчеты с площадкой. Ведите отдельный субсчет по товарам и по комиссиям.
3. Соблюдайте сроки отчетности. Следите за сроками сдачи деклараций и уплаты налогов.
4. Проверяйте отчеты от площадок. Они содержат необходимую информацию для учета и сверки данных.

Миролинк — ваш надежный партнер в учете продаж через маркетплейсы
Если вы не хотите тратить время на изучение всех тонкостей, доверьте ведение учета профессионалам. Компания Миролинк оказывает комплексные услуги по учету на маркетплейсах, включая:
— настройку и ведение учета в 1С;
— сопровождение налогового учета;
— подготовку и сдачу отчетности;
— автоматизацию документооборота;
— консультирование по вопросам налогообложения.

С нами ваша бухгалтерия для маркетплейсов будет точной, прозрачной и эффективной. Оставьте заявку на бесплатную консультацию и получите коммерческое предложение, созданное под ваши задачи.

Читайте также:

Зачем нужен Честный знак на WB?